ДомашняяТаксистыБДСпортСтоянкиБайкиКонтакты

Музей

Таксопарки

Мосавтолегтранс

 

История сохранила впечатления о поездке на таксомоторе одного из первых пассажиров.Некто Мамликов,купец первой гильдии,писал своей супруге в Воронеж:

« А вчерась,разлюбезная моя Анастасьюшка,доберался я в нумера с приятелем моим из Яра на моторной карете заместо извозчика.Жутко было ехать,не видя перед собой привычного лошадиного хвоста,тряска,однако и приятственно,ибо восторженными взглядами обывателей да собачим лаем были мы препровождаемы от самой ресторации.Против обычного заплатил я  за проезд 1,5 рубля серебром.Извозчик,шельма,дерет меньше.Однако предсказываю я большое будущее этой механике,потому как,говорят,в Париже теперь сплошь механика,таксомоторами называемая.»

(Газета «Труд» 2 сентября 2002)

"Вчера в Москве появился первый извозчик на автомобиле. Какой-то шофёр привесил к своему небольшому "олдсмобилю" плакат "Извозчик. Такса по соглашению". Он разъезжал по улицам останавливаясь на углах, и, повидимому, не мог пожаловаться на отсутствие седоков".


( "Голос Москвы" от 22 сентября 1907 г.)

 

Таким образом, датой рождения Московского такси, можно считать 21 сентября 1907 года ( 8 сентября по новому стилю ), а наступающий 2007 год – годом столетнего юбилея столичного такси.

Преимущества нового вида городского транспорта  перед конным извозом было очевидно, и уже в 1909 году в Москве было образовано Товарищество автомобильного передвижения (ТАП), которое специализировалось на таксомоторных перевозках. ТАП имело собственную ремонтную базу, подвижной состав в количестве 30 автомобилей французской фирмы «Даррак».

Автомобиль был укомплектован адаптированными к российским условиям шасси, бензиновым двигателем 14-16 л.с.Автомобили выглядели очень элегантно: вишневого цвета, с четырьмя сидениями, обитыми желтым сукном, к тому же их салон был оборудован устройством для обогрева. Разумеется, эти автомобили сразу привлекли внимание публики.

Численность таксомоторов ежегодно увеличивалась. В 1912 году в Москве насчитывалось более 220 такси различных марок иностранного производства.

В этот же период появляется и маршрутное такси как дополнение к развивающимся автобусным и таксомоторным перевозкам.

Развитие таксомоторного транспорта вызвало необходимость регулирования порядка осуществления автомобильно-извозного промысла со стороны городских властей.

Технические требования к автомобилю, его экипировка, тарифы, правила пользования таксомотором, городскими стоянками были определены постановлением Московской городской думы.

( ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ТАКСОМОТОРОМ).

Таксомотор уверенно внедрялся в повседневную жизнь города. Со временем клиенты получили возможность вызвать такси на дом по телефону. Так зарождалось  централизованное диспетчерское управление работой таксомоторов на линии.

Для удобства пассажиров организовывались городские стоянки такси, что приносило дополнительный доход в городскую казну – от двухсот до пятисот рублей в год в зависимости от стоянки. По тем временам это было довольно крупной суммой.  

Лучшую характеристику начала успешного развития таксомоторного транспорта в Москве дал журнал «Автомобилист», который в 1909 году отмечал: «Появившиеся недавно таксомоторы пользуются большим  спросом у публики. Можно с уверенность сказать, что московские таксомоторы лучше берлинских и парижских».

Профессия водителя такси считалась престижной и хорошо оплачивалась. Фактически заработок водителя такси составлял 100-150 рублей в месяц (вместе с чаевыми), поэтому недостатка в водителях таксомоторный транспорт не испытывал.

События 1917 года надолго прервало развитие такси, а сам таксомоторный транспорт прекратил свое существование.

Таким образом, период с 1907 по 1917 г.г. можно считать I (первым) этапом становления развития и организации таксомоторного транспорта не только в Москве, но и в России в целом.

 

Автомобиль в кузове "лимузин"

Даррак

"Ландоле-фаэтон"

"Лорен-дитрих"

"Томас"

"Олдсмобил" первое маршрутное такси

Генезис российского таксомотора