ДомашняяТаксистыБДСпортСтоянкиБайкиКонтакты

Музей

Таксопарки

Мосавтолегтранс

 

История такси 1925-1991 г.г.

Возвращение таксомоторов на улицы Москвы свершилось в воскресный день 21 июня 1925 года - из ворот гаража во втором Дьяковском переулке вышли на линию первые 15 автомобилей марки «Рено» с желтой полосой по кузову. Этот день можно считать днем рождения московского такси.

К столь важному событию Московское коммунальное хозяйство тщательно готовилось. Было до мелочей продумано, как наиболее эффективно использовать первые таксомоторы. Достаточно сказать, что 9 июня 1925 года на пленуме Московского Совета среди прочих важных вопросов обсуждался вопрос о таксомоторах.

Изначально таксомотор предусматривался как быстрый, недорогой, доступный каждому рабочему человеку вид городского транспорта, достаточно комфортный для пассажиров.

Газета «Рабочая Москва» поместила рисунок автомашины такси со счетчиком, представляющим собой громоздкий ящик с окошечком, указывающим покрытое расстояние и стоимость проезда.

Первые дни таксомоторы работали без холостого пробега. Многие москвичи хотели просто прокатиться на такси - новинка явно пришлась им по вкусу.

Через месяц журнал «Мотор» писал: «Интерес населения к таксомоторному движению довольно значителен. У таксомоторов почти нет простоя. Они тут же, по прибытии на определенное место, занимаются новыми пассажирами».

Новая отрасль городского хозяйства приносила ощутимую прибыль. Дневная выручка таксомотора почти равнялось выручке автобуса.

В первые же годы работы таксомоторов были организованы стоянки – биржи такси, где пассажиры ожидали свободную машину. Их расположили на самых оживленных площадях: Страстной, Свердлова, Арбатской и у Курского вокзала.

Число автомобилей такси постоянно увеличивалось, и к 1927 году достигло 120 единиц. Ежегодный пробег составлял более 3 млн. км., а среднее число посадок на один таксомотор в день равнялось 21. Общее количество обслуженных пассажиров достигло 3 млн. человек в год. Для того времени это были «космические» цифры, т.к. большая часть москвичей продолжала ходить пешком.

Молодая отрасль городского хозяйства развивалась быстро и весьма успешно. Для иллюстрации приведем наиболее важные вехи становления московского такси.

В 1928 г. на Гороховской улице открыли новый гараж, и к 1930 году число таксомоторов возросло до 199 машин.

Весной 1930 года закуплены еще 200 автомобилей «Форд», оборудованные таксометром фирмы «Арго» с освещенным циферблатом и красным флажком с надписью «Свободен».

Автомобили разместили в гараже № 1 Отдела Коммунального хозяйства. Затем из этого гаража перевели все персональные машины и оставили только такси. Так возник первый в Москве таксомоторный парк.

В эти годы в качестве таксомоторов использовались «Рено», «Форд» и, в меньшем количестве, «Штейер» и «Фиат». До конца 1934 года парк такси пополнялся иностранными автомобилями. Развитие таксомоторного транспорта Москвы тормозилось из-за отсутствия отечественных легковых машин.

В 1934 году в Первом таксомоторном парке, располагавшемся в то время в Георгиевском переулке, был организован первый пункт приема заказов на такси. Три диспетчера принимали заявки и направляли машины по телефонным вызовам.

Подача такси в любой конец города стоила 2 рубля. По окончании работы эти деньги вместе с квитанцией о выполнении заказа сдавались в кассу парка вместе с выручкой по показаниям таксометра.

В первой половине 1934 года в Столярном переулке был открыт еще один таксомоторный парк – десятый, а осенью этого же года на Новорязанской улице ввели в эксплуатацию последний довоенный таксопарк, получивший порядковый номер 17.

Новая страница истории московского такси была открыта с началом производства на Горьковском автозаводе отечественных автомобилей ГАЗ-А.

Бурный рост автомобильной промышленности в СССР создал базу для быстрого развития таксомоторного транспорта. В 1935 году газета «Правда» писала: «Москве нужно на следующий год худо-бедно полторы тысячи таксомоторов». С 1935 по 1940 годы количество такси в Москве увеличилось более чем в шесть раз и достигло 3445 единиц, которые располагались в пяти таксопарках. Их общий годовой пробег составлял уже 76 млн.км.

В 1935 году с Московских улиц сошел последний таксомотор марки «Рено», а в 1936 году на Панской улице за Савеловским вокзалом был организован новый таксомоторный парк, в который стали поступать легковые автомобили ЗиС-101 (синие, голубые, желтые). Так в Москве появился таксомоторный парк, названный 13-м.

Тогда же на Вольной улице открылся 4-й таксопарк.

1 декабря того же 1936 года вступил в строй специализированный четырехэтажный гараж в Графском переулке, который вначале именовался 3-м, а затем стал 1-м таксопарком.

Пусть Вас не смущает нумерация, поскольку такси были не только легковые, но и так называемые товаро-пассажирские, и при создании парков им зачастую присваивались последовательные номера, независимо от вида подвижного состава. Фактически перед Великой Отечественной войной в Москве было всего пять парков легковых таксомоторов.

Для улучшения обслуживания москвичей и гостей столицы в 1938 году были открыты маршруты легкового такси Зис-101, связывающие московские вокзалы, аэропорты и основные магистрали с наибольшими пассажиропотоками, а также два междугородных маршрута: «Москва-Ногинск» и «Москва-Бронницы».

Интересен для истории такси и 1939 год - среди московских таксистов развернулось движение «За 100 тысяч километров пробега без капитального ремонта» на автомашинах М-1 (Эмка), которые с конца 30-х годов стали пополнять подвижной состав московского такси.

В годы Великой Отечественной войны таксомоторные парки были закрыты, а машины мобилизованы для нужд фронта. В Москве осталось 30-40 таксомоторов 3-го парка для обслуживания различных учреждений по нарядам.

Большая партия автомобилей Зис-101 была поставлена на консервацию, т.к. по мнению специалистов эти машины не годились для фронтовых дорог в связи с плохой проходимостью.

После долгожданной Великой Победы жизнь постепенно становилась на мирные рельсы. Восстанавливалось разрушенное войной городское хозяйство, и вопросы обеспечения москвичей и гостей столицы транспортом вновь становились актуальными.

Уже в 1945 году началось восстановление московского такси на базе 3-го парка. Снятые с консервации ЗиС-101 выехали на маршруты: по Садовому и Бульварному кольцу и от Рижского вокзала до площади Свердлова. «Эмки» М-1 работали «по лимиту» - обслуживали ответственных работников, деятелей науки и искусства. Встал вопрос о восстановлении таксомоторного движения в полном объеме.

Подвижной состав такси постепенно менялся. В 1946 году на смену “Эмкам” и ЗИС-101 начали поступать автомобили М-20 “Победа”. В 1947 году 1-й таксомоторный парк получил 30 автомобилей ЗИС-110.

4 сентября 1947 года под Краснохолмским мостом открылся второй по счету послевоенный парк, укомплектованный автомобилями М-20 «Победа», - 5-й таксмомоторный.

Для того, чтобы выделить таксомоторы среди других автомобилей в 1948 году руководство Моссовета приняло решение об их единой раскраске – светлый верх, серый низ, серый шашечный пояс по бортам кузова и опознавательный световой сигнал «свободен» зеленого цвета. Первые такси с зеленым огоньком вышли из ворот 5-го таксопарка.

В 1949 и 1950 годах в Москве открылись два новых таксопарка: 6-й (по соседству с 5-м под Краснохолмским мостом) и 7-й (на Красной Пресне). Новые парки были укомплектованы М-20 «Победа».

Тогда же было организовано прямое автомобильное сообщение по междугородным маршрутам «Москва-Симфереполь», «Москва-Владимир» и «Москва-Рязань» и экскурсионноый маршрут «площадь Свердлова - Ленинские горы».

Замена автомобилей старых марок новыми комфортабельными машинами М-20 «Победа» и ЗиС 110 была завершнена. К 1951 году в Москве работало пять специализированных таксомоторных парков, подвижной состав которых достиг довоенного уровня – более 3-х тысяч автомобилей.

В 1952 году в 1-м таксопарке организована спецавтоколонна из 30 новых машин для обслуживания съездов КПСС, сессий Верховного Совета СССР и различных форумов.

Важным для истории такси был и 1956 год:

-в районе Южного порта открылся еще один – 2-й таксомоторный парк;

-8-й таксопарк перевиден с Ольховки на Авиамоторную улицу, а в конце года сюда начачи поступать «Москвичи», пополнившие подвижной состав, ранее состоявший только из автомобилей «Победа»;

-в этом же году в 1-й таксопарк поступили 300 автомобилей ГАЗ-12. ЗиМы заменили ЗиС-110 на Внуковском маршруте, а так же работали и в городе.

В 1958 году под Новоарбатским мостом открылся седьмой по счету и четвертый по названию таксопарк. Тогда же был снят с эксплуатации в такси последний ЗиС-110 и стали поступать первые машины ГАЗ-21 «Волга», выкрашенные в черный цвет.

Очередной парк в Первом Академическом проезде вступил в строй в 1960 году, он стал именоваться 3-м. Он был оснащен самым современным для того времени оборудованием и располагал лучшими теплыми стоянками для автомашин.

Кроме того, 1960 был ознаменован снижением тарифа за проезд в такси и введенинем платы за посадку.

9-й таксомоторный парк открылся в 1961 году под новым Автозаводским мостом.

Богатым событиями в жизни такси стал 1962 год:

– москвичи простились с последними таксомоторами М-20 «Победа», парк столичного такси полностью укомплектован автомобилями одной марки - ГАЗ-21 «Волга»;

-в Москве открыты еще два таксомоторных парка: 10-й и 13-й;М-21А

-на улицах города появились новые маршрутные такси – двенадцатиместные микроавтобусы РАФ-977 «Латвия».

1963 г. – неподалеку от Савеловского вокзала в Бумажном переулке открыт новый 15-й таксомоторный парк.

В июле 1964 года открылся 18-й таксопарк. Первое время он располагался на двух площадках: Сибирском проезде и на Люсиновской улице, на месте баз проката автомобилей. В последствии парк переехал во вновь отстроенный гараж – стоянку в Нагатино.

В августе того же года был начат эксперимент по организации ночных маршрутных такси от центра на окраины города. Тогда же в порядке эксперимента было выпущено на линию небольшое количество таксомоторов «Москвич-408».

Подвижной состав московского такси превысил 10 000 автомобилей. Одновременно с увеличением количества таксомоторов на улицах города развивалась и сеть городских стоянок такси, количество которых многократно возросло.

В 1965 году таксомоторное хозяйство города пополнилось еще одним парком под номером 12. Пересмотрена в сторону увеличения заработная плата водителей такси - с 1 марта таксисты переведены на прямую сдельную систему оплаты труда, что позволило сократить отток старых кадров из таксопарков.

В свете решений сентябрьского (1965г.) Пленума ЦК КПСС с 1 декабря два таксомоторных парка – 1-й и 4-й – перешли на новую систему планирования своей работы – хозрасчет. Эксперимент начался.

В марте 1966 года в Ермаковой роще вместо базы проката автомобилей был организован 14-й таксомоторный парк, где кроме легковых стали концентрироваться и маршрутные такси.

Тогда же начались серьезные изменения в организации работы таксопарков: введение единого месячного путевого листа и «кошелькового» способа сдачи выручки.

В апреле 1968 года открыт новый 16-й таксомоторный парк.

Летом 1970 года в таксомоторные парки начали поступать такси новой модели - «Волга» ГАЗ-24-01. Этот автомобиль стал впоследствии самым массовым в системе московского такси. Первые машины были окрашены в разные цвета, а с 1971 года Горьковский автозавод внедрил светло-салатовую и лимонно-жёлтую окраску. Этот цвет на долгие годы стал цветом такси.

Осенью начался очередной эксперимент по использованию в качестве такси новой модели «Москвич-412». Результат эксперимента показал, что новая модель «Москвича», как и предыдущие, не выдерживает эксплуатации в режиме такси.

К концу 1970 года в столице работали уже 17 таксомоторных парков, пять диспетчерских по приему заказов на такси, значительно увеличилось количество радиофицированных машин, принимающих заказы на такси прямо с линии. Общее число таксомоторов составило 14 200 единиц.

В мае 1972 года в городе появился таксопарк под номером 19, располагавшийся вначале в двух частях города: на Люсиновской и Ташкентской улицах. На первой организовали ремонтную зону, а на второй на открытой площадке располагались машины. Введение нового гаража- стоянки состоялось летом 1973 года.

1973 год – вблизи платформы «Трикотажная» открылся 17-й таксомоторный парк.

В соответствии с планом развития таксомоторного хозяйства Москвы в 1975 году в микрорайоне Медведково введен в эксплуатацию 20-й таксопарк.

1975 год – юбилейный год для московского такси. К этому моменту подвижной состав такси достиг 16 000 легковых и 390 маршрутных такси. Ежедневный объем перевозок легковыми такси составил более 600 000 тысяч пассажиров.

Маршрутки РАФ 977ДМ курсировали на 40 линиях.

К услугам министерств, ведомств, учреждений и делегаций предлагалось 5 500 легковых автомобилей и микроавтобусов.

Бюро заказов и четыре его филиала обеспечивали круглосуточный прием заявок на такси, общее число которых достигало 2 000 000 в год. Была организована прямая телефонная связь между крупными стоянками такси и бюро заказов.

Внедрение автоматизированной системы диспетчерского управления легковым таксомоторным транспортом (АСДУ-ТТ) обеспечивало автоматизированный отбор и вывод диспетчеру информации о распределении машин по стоянкам и двухстороннюю телефонную связь водителя с диспетчером.

В 1975 году легковой таксомоторный транспорт Москвы имел в своем составе: 20 таксомоторных парков, 5 автокомбинатов, Службу движения, Дирекцию строящихся предприятий и НИИС по труду.

Таксомоторные парки и автокомбинаты представляли собой полностью автономные производственные комплексы, состоящие из гаражей-стоянок для хранения автомобилей, производственных зон и участков с современным по тем меркам гаражным оборудованием, а также административно-бытовых помещений.

Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава производился на поточных линиях и участках, оборудованных конвейерами, кран балками, тельферами и подъёмниками. Широко внедрялись средства диагностики технического состояния автомобилей.

Концентрация транспорта в крупных хозяйствах, оснащение их современными средствами механизации, технической диагностики, другим гаражным оборудованием позволили существенно улучшить условия труда рабочих и повысить уровень его организации.

До 1980 года намечалось открыть ещё три таксомоторных парка. Имелась и более долговременная (до 1990 года) программа развития таксомоторного транспорта, предусматривающая создание еще 16 таксомоторных парков общей вместимостью 10-11 тысяч автомашин в районах массового жилищного строительства. Автомобильный парк планировалось увеличить до 25 тысяч единиц.

В 1978 году открыт 21-й таксомоторный парк, который первым и единственным из всех автохозяйств «Мосавтолегтранса» стал в 1989 году арендным предприятием.

Олимпийские игры 1980 года потребовали напряженной работы всего городского хозяйства Москвы. Таксисты с честью выполнили поставленную перед ними почетную задачу транспортного обслуживания участников и гостей Олимпиады.

В каждом парке были созданы олимпийские колонны, тщательно отобраны лучшие водители, механики, диспетчеры. Все они прослушали специальные курсы повышения профессионального мастерства и закончили ускоренные курсы иностранных языков. За отличную работу многие работники были отмечены почетными дипломами и правительственными наградами.

Таксомоторный транспорт Москвы развивался успешно и динамично, что требовало подготовки кадров, и в частности водительских, специально для такси, с учетом специфики работы и необходимости отличного знания географии города. В 1988 году в новом районе Марьино вводится в эксплуатацию новое здание, в котором разместился Учебно-курсовой комбинат. Ежегодно комбинат выпускал 3 000 подготовленных водителей такси.

Таксомоторный транспорт столицы являлся одним из важных звеньев сферы обслуживания населения. Руководством отрасли уделялось серьезное внимание повышению культуры обслуживания пассажиров, тысячи водителей участвовали в соревновании под девизом: «Обслуживать по-столичному - значит обслуживать образцово».

Роль такси в комплексном развитии пассажирского транспорта Москвы постоянно росла, доля его перевозок становилась все более значительной. К началу девяностых годов, отрасль представляла собой легко управляемую, четко отлаженную систему перевозки пассажиров.

В Москве успешно работали 21 таксомоторный парк и 6 автокомбинатов, объединявших 50 тысяч сотрудников. С финансовой точки зрения отрасль всегда была высокорентабельной и эффективной, приносившей стабильные доходы в бюджет города – около 500 миллионов рублей в год (стоимость 1 доллара США оценивалась тогда в 60 копеек).

Период интенсивного развития и становления таксомоторной отрасли подходил к концу. На горизонте обозначилась тотальная «прихватизация», коснувшаяся сначала парикмахерских и булочных, а к 1991 году вплотную приблизившаяся к такси. На этом «советский» период истории такси закончился.

 

 

1991 год -черный год в истории такси

читать>>>