1. Общие
положения
1.1. Настоящие
типовые Правила определяют единый на всей территории города
Москвы порядок пользования такси и организации работы
таксомоторного транспорта (такси) и рекомендуются пассажирам в
операторам, осуществляющим таксомоторные перевозки (независимо
от формы собственности).
Правила распространяются на все виды легкового таксомоторного
транспорта, водители которого оказывают услуги по перевозке
пассажиров и багажа по согласованному с пассажиром маршруту и
установленной таксе.
1.2. В
настоящих Правилах используются следующие понятии и определения
Такси
-
легковой
автомобиль для перевозки пассажиров и багажа с оплатой по таксе,
оборудованный специальными опознавательными знаками и
устройством, обеспечивающим учет дальности поездки и ее
стоимости (таксометром).
Такса установленная оператором такси расцепка оплаты за единицу
пробега такси или времени его использования.
Оператор такси индивидуальный предприниматель или юридическое
лицо, имеющее лицензию на осуществление и установленном порядке
перевозок пассажиров легковым автомобильным транспортом на
коммерческой основе и аккредитованное при Управлении транспорта
и связи города Москвы.
Водитель такси
-
лицо,
управляющее такси. Лицензии
-
специальное
разрешение на осуществление в установленном порядке перевозок
пассажиров легковым автомобильным транспортом на коммерческой
основе.
Оператор по приему заказов на такси
-
индивидуальный
предприниматель или юридическое лицо, аккредитованное при
Управлении транспорта и связи города Москвы, принимающее заказы
на услуги по перевозкам пассажиров и багажа
легковыми
такси и
передающее эти заказы для исполнения
оператору
такси.
Регулируемая городская стоянка такси
-
специальная
площадка
(место) вне проезжей части улиц, оснащенная информационными
указателями, оборудованная диспетчерскими пунктами и
обозначенная соответствующими дорожными знаками и разметкой,
предназначенная для посадки (высадки) пассажиров и стоянки
автомобилей-такси.
Притротуарная городская стоянка такси
-
стоянка такси,
которая размещается вне проезжей части улиц, вдоль тротуаров,
обозначается дорожными знаками (п. 5.14 Правил дорожного
движения) и разметкой (п. 1.17 Приложения 2 к Правилам дорожного
движения).
Диспетчерская служба
-
сотрудники
организации, эксплуатирующей стоянку в осуществляющие:
а) регулирование высадки/посадки пассажиров;
б) проверку соблюдения водителями и пассажирами Правил
организации легковых таксомоторных перевозок (такси) в городе
Москве и Положения о городских стоянках легкового таксомоторного
транспорта (такси) в городе Москве;
в) эксплуатацию и обслуживание оборудования стоянки и контроль
за его сохранностью и работоспособностью;
г) содержание в чистоте территории и оборудования стоянки.
Павильон диспетчерской службы помещение, предназначенное для
нахождения сотрудников диспетчерской службы, размещения
специального оборудования и иных целей, отвечающих интересам
организации и эксплуатации стоянки.
1.3.
Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым
таксомоторным транспортом (такси) в городе Москве осуществляется
на основании лицензия и лицензионных карточек на каждый
автомобиль-такси, выдаваемых лицензирующим органом,
свидетельства об аккредитации при Управлении транспорта и связи
города Москвы и а соответствии с настоящими Правилами.
2. Внешний вид
и экипировка автомобиля-такси
2.1. Такси
должно отвечать следующим требованиям:
а) наличие
отличительных знаков в соответствии с гост 25869- 90
“отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного
состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов
и пассажирских станций, общие технические требования, а также
информация об операторе такси;
б) соответствие технического состояния и оборудования такси
нормативным и правовым актам по обеспечению безопасности
дорожного движения;
в) наличие опломбированного спидометрового
оборудования и таксометра в исправном состоянии, а также
контрольно-кассовой машины, зарегистрированной в установленном
порядке в налоговых органах;
г) наличие на видном для пассажиров месте в салоне машины (на
передней панели автомобиля справа от водителя) информации о
таксе и визитной карточки водителя с фотографией, наименования и
номеров контактных телефонов оператора такси, Московской
транспортной инспекции и ГУП города Москвы Московский
таксомоторный транспорт
д) наличие в салоне машины Правил организации легковых
таксомоторных перевозок (такси) в городе Москве и карты города
Москвы.
2.2.
Использование опознавательных знаков такси при осуществлении
перевозок пассажиров легковым автомобильным транспортом на
коммерческой основе перевозчиками, не аккредитованными при
Управлении транспорта в связи города Москвы в качестве
операторов такси, не допускается.
3. Требовании к
водителям такси
3.1.
Водительский стаж не менее трех лет.
3.2. Знание
города Москвы и Правил организации легковых таксомоторных
перевозок (такси) в городе Москве.
3.3. Наличие
медицинской справки установленной формы, подтверждающей
пригодность к управлению автомобилями, полная масса которых не
превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо водителя,
не превышает 8 (категория
“в”).
3.4. Наличие
при себе и по требованию сотрудников уполномоченных
органов,
учреждений
и организаций
предъявление им для
проверки:
-
комплекта документов, предусмотренного Правилами дорожного
движения;
лицензионной карточки;
-
путевой
документации.
4. Порядок
занятия автомобиля-такси
4.1 Пассажир
может воспользоваться услугами такси по предварительному заказу,
на обозначенных городских стоянках или на улицах города в зонах,
превышающих 100 метров от городских стоянок, путем поднятия
руки.
4.2. На
обозначенных стоянках такси пассажиры занимают автомобиль,
стоящий первым.
При наличии очереди пассажиров на посадку в такси правом
внеочередной посадки пользуются инвалиды и участники Великой
Отечественной войны (при предъявлении соответствующего
удостоверения), пассажиры с грудными детьми, беременные женщины
и инвалиды с травмами опорно-двигательной системы.
4.3.
Организация посадки и высадки пассажиров на регулируемых
стоянках такси осуществляется дежурным диспетчером, требования
которого обязаны выполнять водители и пассажиры. действия
дежурного диспетчера могут быть обжалованы в организацию,
осуществляющую эксплуатацию данной стоянки.
4.4. Посадка и
высадка из автомобиля-такси производится со стороны тротуара или
обочины и только после полной остановки автомобиля. Если посадка
и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может
осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это
будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
4.5. Количество пассажиров такси не должно превышать количество
мест, определенное технической характеристикой автомобиля. С
превышением этого количества допускается размещение одного
ребенка в возрасте до семи лет на руках взрослого пассажира на
заднем сиденье.
4.6. Водитель
не должен подсаживать дополнительных пассажиров, кроме случаев
просьбы пассажира, уже находящегося в такси.
5. Оплата проезда
5.1. Оплата проезда в такси производится по установленной таксе
в соответствии с показаниями таксометра.
5.2. Произведи расчет с пассажиром, водитель обязан сдать
пассажиру сдачу полностью и выдать кассовый чек.
5.3. При необходимости ожидания пассажира (по его просьбе)
водитель обязан произвести с ним полный расчет за совершенную
поездку в получить аванс за обусловленное время ожидания.
5.4. Пассажиры, отказавшиеся от оплаты за пользование такси,
передаются органам охраны правопорядка, причитающаяся с них
сумма взыскивается в установленном законом порядке.
доставка пассажиров в органы охраны правопорядка дли разрешения
конфликтных ситуаций производится при включенном таксометре за
счет виновной стороны.
6. Права и обязанности оператора и водителя такси
6.1. Оператор обязан:
а) обеспечить соответствие автомобиля-такси всем требованиям к
внешнему виду и экипировке, установленным настоящими Правилами;
б) не допускать к эксплуатации автомобили-такси, не
соответствующие требованиям, изложенным в п. 2, а также в случае
наличия неисправностей и иных условий, перечень которых
утверждается Правительством Российской федерации.
6.2. Водитель имеет право требовать от пассажиров
неукоснительного соблюдения настоящих Правил в части, их
касающейся.
6.3. Водитель обязан:
а) в зове, превышающей 100 метров от ближайшей стоянки такси,
остановиться на поднятую руку пассажира, за исключением тех
мест, где остановка запрещена Правилами
дорожного
движения, и случаев, предусмотренных п. 6.5 настоящих Правил;
б) содержать салон автомобиля в чистоте;
в) соблюдать порядок в условия перевозки пассажиров,
регламентированные лицензией и настоящими Правилами;
г)
перевозку пассажиров производить только с включенным таксометром
и по установленной таксе;
на парковках такси строго соблюдать очередность расстановки
автомашин, не покидать автомобиль с целью поиска пассажиров;
е) при посадке пассажиров оповестить их о таксе, уточнить
желаемый маршрут поездки и включить таксометр;
ж) использовать для доставки пассажира к месту назначении самый
короткий разумный маршрут и соглашаться с просьбой пассажира об
изменении маршрута;
э) произвести погрузку и разгрузку багажа пассажиров в багажник
автомобили;
и) по окончании поездки объявить пассажиру ее стоимость по
показанию таксометра и произвести расчет;
к) соблюдать действующее транспортное законодательство в
инструкцию завода-изготовителя;
л) соблюдать нормы общении и правила поведения в общественных
местах, иметь опрятный внешний вид.
6.4. Водитель не должен отказывать в посадке пассажиру,
обратившемуся с просьбой о посадке при помощи жестов, слов или
других
обозначений.
6.5.
Мотивами для оправданного отказа могут служить следующие
обстоятельства:
а) Наличие в автомобиле другого пассажира;
б) остановка по просьбе другого пассажира, уже обратившегося с
просьбой о посадке при помощи жестов, слов или других
обозначений;
в) наличие у пассажира ручной клади или багажа, которые, по
мнению водителя, могут испортить интерьер автомобиля или нанести
любой другой ущерб, а также оставить в такси неприятные запахи;
г) окончание рабочего времени водителя;
д) неисправность такси;
е) наличие у
пассажира животных без средств, обеспечивающих безопасность
(специальный контейнер, намордник и т.д.);
ж) нахождение пассажира в состояния алкогольного или
наркотического опьянения или нарушение им общественного порядка.
6.6. Рабочий
день водителя не должен превышать продолжительности,
установленной действующим законодательством.
6.7.
Собственность пассажира, найденная в автомобиле, должна быть
возвращена непосредственно пассажиру, если это возможно. Если же
такой возможности нет, водитель должен передать обнаруженное
имущество в отделение милиции, ближайшее к месту, где
происходила высадка пассажира, или в бюро находок ГУП города
Москвы ‘Московский таксомоторный транспорт”.
7. Права и
обязанности пассажира
7.1. Пассажир
имеет права потребителя транспортных услуг, предусмотренные
законодательством.
7.2. Пассажир
имеет право:
а) требовать от водителя соблюдения настоящих Правил;
б) обращаться в Московскую транспортную инспекцию, к оператору,
в ГУП города Москвы “Московский таксомоторный транспорт” с
жалобами в заявлениями по качеству обслуживания в вопросам
нарушения транспортного законодательства, е указанием
контактного адреса или телефона.
7.3. При
пользования такси пассажиры обязаны;
а) соблюдать настоящие Правила;
б) соблюдать Правила дорожного движения, в том числе:
-
при
подъезде на транспортном средстве, оборудованном ремнями
безопасности, быть пристегнутыми ими;
посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и
только после полной остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или
обочины, она может осуществляться со стороны проезжей
части при
условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим
участникам движения;
в) соблюдать общественный порядок;
г) не совершать действий, угрожающих безопасности водителя,
других пассажиров и дорожного движения.
8.
Порядок
перевозки
8.1.
Открывание
окон
пассажирами и водителем осуществляется только по обоюдному
согласию.
8.2.
Включение
(выключение) радио или
аудиопроигрывателя производится по просьбе пассажира, так же как
и выбор программ.
8.3. Устройство
кондиционирования воздуха в такси включается
(выключается/регулируется) по просьбе пассажира.
8.4. Спорные
вопросы между пассажирами и водителем могут быть решены
оператором, работниками Московской транспортной инспекции, ГУП
города Москвы “Московский таксомоторный транспорт” в иных
уполномоченных органов и организаций в пределах их компетенции.
9.
Контроль за
качеством транспортного
обслуживания пассажиров
Контроль за выполнением настоящих Правил и лицензионной
деятельностью осуществляется по принадлежности Управлением
транспорта и связи города Москвы, Московской транспортной
инспекцией, ГУВд г. Москвы, оператором (в отношении
принадлежащих ему такси).
10.
Ответственность операторов и водителей такси
Операторы, водители и пассажиры такси несут ответственность за
несоблюдение установленных норм и правил, регулирующих перевозку
пассажиров легковым таксомоторным транспортом, в соответствии с
законодательными актами Российской Федерации и города Москвы.